Главным органом, который будет осуществлять надзор за медиарынком, будет Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания
Верховная Рада опубликовала текст доработанного проекта законопроекта № 2693-д о медиа. Законопроект предусматривает введение так называемого Кодекса работы СМИ.
В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта должно создать необходимые современные европейские условия для удовлетворения информационных потребностей украинцев, эффективного развития сферы предоставления аудиовизуальных медиасервисов с использованием новых технологий.
Главным органом, который будет осуществлять надзор за медиарынком, будет Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания. Этот орган будет заниматься регистрацией медиа, в том числе и онлайн-СМИ. Он будет как регистрировать СМИ, так и отменять регистрацию медиа, деятельность которого нарушает закон.
Нацсовет сможет обращаться к собственникам платформ общего доступа к информации (в том числе иностранным, например YouTube, Facebook) с требованием ограничить доступ к пользовательской информации, которую распространяют медиа, к которым были применены санкции. Также Нацсовет получит право обращаться к собственникам поисковых систем, в том числе иностранным, с требованием исключения или блокирования в результатах поиска или каталогах информации, которая подпала под санкции в Украине.
Согласно законопроекту, лицензированию будут подлежать исключительно те вещатели, которые используют радиочастотный ресурс для наземного вещания – FM-радио и вещание, известное как Т2.
Обязательной регистрации подлежат субъекты, которые осуществляют вещание без использования радиочастотного ресурса, субъекты в сфере печатных медиа, провайдеры аудиовизуальных сервисов, а также субъекты в сфере медиа, в том числе и нерезиденты Украины, которые предоставляют пользователям на территории Украины доступ к своим медиасервисам на условиях, предусматривающих оплату пользователями доступа или пользования такими медиасервисами. Онлайн-медиа и платформы общего доступа к информации самостоятельно принимают решение о регистрации.
Что нового в доработанном законопроекте?
Из документа изъяли положения об обязательности трансляции радиоканалов, телеканалов, каталогов программ, которые происходят из стран, являющихся сторонами Европейской конвенции о трансграничном телевидении или государствами-членами Европейского союза, официальными языками этих государств.
Запрещается всем лицам, зарегистрированным в оффшорных зонах, участвовать в поставщиках электронных коммуникационных услуг для нужд вещания с использованием радиочастотного ресурса.
В доработанном проекте из числа субъектов, на которые распространяется регулирование закона, изъяты иностранные нелинейные медиа и иностранные платформы общего доступа к информации – Netflix, Amazon Prime Video.
Печатные издания подлежат обязательной регистрации только в период военной агрессии, а телевизионные вещатели смогут свободно выбирать отрывок (видеоряд) с трансляции события значительного общественного интереса, необходимый для подготовки новостных сообщений.
Свобода деятельности в сфере медиа
Запрещается цензура. Не допускается незаконное вмешательство в деятельность медиа государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий (кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой информации или дало интервью).
Распространение медиа на территории Украины может быть запрещено только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Что нельзя распространять в украинских медиа
Часть запретов осталась стандартной. Например, запрет на призыв к насильственной смене власти или оскорбление граждан по расовым и другим признакам.
Но появились и новые пункты, такие как запрет на оправдание оккупации части Украины, а также отрицание территориальной целостности страны.
Нельзя будет создавать положительные образы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления времен коммунистического режима, а также работников советских органов государственной безопасности. С хорошей стороны можно показывать только тех, кто принимал участие в развитии украинской культуры и науки.
Согласно законопроекту, устанавливается запрет и на позитивное изображение нацистов.
Также существуют отдельные ограничения, связанные с вооруженной агрессией
Запрещено распространять:
-
материалы, содержащие популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора, ее должностных лиц, лиц и организаций, которые контролируются государством-агрессором. А также их отдельных действий, которые оправдывают или признают правомерной вооруженную агрессию, аннексию территории Украины, нарушение территориальной целостности, суверенитета Украины, в частности и публичное отрицание указанных действий;
-
недостоверные материалы о вооруженной агрессии и действиях государства-агрессора, ее должностных лиц, лиц и организаций, которые контролируются государством-агрессором, в случае если следствием этого является разжигание вражды и ненависти или призывы к насильственному изменению территориальной целостности или конституционного строя;
-
программы и материалы (кроме информационных и информационно-аналитических), среди участников которых – лица, внесенные в перечень лиц, которые создают угрозу национальному медиапространству Украины, который утверждает Национальный совет в порядке, определенном законом.
Кроме того, Нацсовет отказывает в регистрации иностранных линейных медиа, зарегистрированных в государстве-агрессоре, или если Национальным советом обнаружены признаки того, что редакционный контроль в отношении таких иностранных линейных медиа осуществляется физическими или юридическими лицами государства-агрессора.
Как будут наказывать за нарушения
Именно Нацсовет будет принимать решения о том, как штрафовать медиа или обращаться в суд по поводу аннулирования регистрации медиа, аннулирования лицензии, запрета онлайн-медиа на территории Украины, запрета иностранного аудиовизуального медиасервиса на территории Украины.
Санкции будут зависеть от степени нарушения, которые разделены на три вида: значительные, грубые и мелкие. Значительные – это обнародование запрещенной информации, в частности любого позитивного упоминания коммунистических деятелей СССР, а также высказываний или материалов, которые унижают или показывают пренебрежение к государственному языку; мелкие – нарушение сроков ответов на запросы Нацсовета и внесения изменений в реестр или несоблюдение требований по исходящим данным. К грубым относится обнародование информации, которая касается “государства-агрессора” (пропаганда, публичное отрицание оккупации, разжигание вражды или ненависти, призыв к насильственной смене власти, свержению конституционного строя или нарушению территориальной целостности).
Для онлайн-медиа мелкие нарушения обойдутся в 5 размеров минимальных зарплат (по состоянию на сейчас – 23 500 грн.), значительные обойдутся от пяти до десяти размеров минимальных зарплат (23 500-47 000 грн.), а грубые – до 15 минзарплат (70 500 грн.). Для аудиовизуальных СМИ штрафы максимально могут составить 75 минзарплат (352 500 грн.).
Судебные производства в делах по надзору и контролю в сфере медиа
Выносить решения по блокировке онлайн-медиа законодатели доверили только Окружному административному суду г. Киева. По обычной процедуре – в течение 30 дней. Но, как говорится в законопроекте, “в случае реальной угрозы интересам национальной безопасности” суд должен рассмотреть иск в течение двух дней, а апелляцию и кассацию – в течение десяти дней.