Российская экспансия через Тik Tok: Как объяснить нашей молодежи, что не все видосики безопасны

TikTok все чаще оказывается в эпицентре скандалов — в частности, вчера солдат ВСУ устроил в соцсети видеочат с жителями "ДНР", якобы обнародовав во время разговора секретную информацию и озвучив пропагандистские месседжи россиян

Весь мир

Руслан Рудомський

27 января 2021 09:00


Фото: Banksy

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Эту историю могли бы не заметить, но разговор зафиксировал бывший украинский военнослужащий, ветеран войны на Донбассе Александр Грамарчук (позывной Гром).

“Прямо сейчас в прямом эфире солдат срочной службы сливает информацию противнику. Утром уже посмотреть будет невозможно. Мальчик рассказывает про “браццкий народ” и “вайну алигархав”. Разбирайтесь теперь. А вот противник в курсе, когда станцию включают в Купянске. Вот где ценность инфы”, — написал ветеран российско-украинской войны.

По информации Грамарчука, инцидент произошел в воинской части Воздушных сил ВСУ города Купянск Харьковской области. Сам же солдат родом из Славгорода Днепропетровской области.

 

И этот скандал — не единственный. В частности, на прошлой неделе Украина обсуждала ролик блогера из Киева – Таисии Онацкой, также известной как di.rubens и Таисия Маламан. На вопрос своего коллеги-блогера в соцсети TikTok “Какая твоя любимая страна?”, между Украиной и Россией она выбрала Россию — правда, потом объясняла, что вопрос был сформулирован иначе, а именно, “В какую страну ты бы хотела поехать?”. Роликом возмутился офицер ВСУ, участник АТО, блогер Анатолий Штефан. Эмоции стремительно нарастали: несколько компаний прервали сотрудничество с блогером, а сама она жалуется на буллинг и угрозы.

На другом скандальном видео двое подростков изображают из себя Россию и Украину, при этом напевая “А ты, как я, а я, как ты. Мы как две капельки воды”.

Еще одна блогер призвала “прекратить жить стереотипами”. “Многие россияне в 2014-м году за нас волновались. Просто вы были маленькими, вы об этом не знали. Вам это стереотипное мышление навязали. Мы – новое поколение, которое это все изменит. (…) Крым и войну начала не Россия, а их государство”, — говорит девушка.

Немало шума учинили ролики украинских курсанток, которые танцуют под российскую (с вкраплениями антиукраинских текстамов) группу “Воровайки”, которые неоднократно размещал Telegram-канал “Начштаба”:

.

Из-за российской пропаганды и скандального контента некоторые пользователи призывают запретить TikTok в Украине — мол, у местных блоггеров большая аудитория, к тому же, довольно юная. А убедить подростков в тех или иных тезисах легче, чем взрослых. Впрочем, запрет хоть и кажется простым решением, скорее ухудшит ситуацию. Во-первых, это может вызвать справедливое сопротивление общественности: ведь если запрещенный в Украине ВКонтакте связывают с российскими спецслужбами, и это дает определенные аргументы для ограничения доступа, TikTok — соцсеть китайская, и вряд ли активно сотрудничает с ФСБ. Во-вторых, с каждым годом молодежь все больше диджитализируется и учится обходить цифровые ограничения. В конце концов, запрет побудит скорее любить запрещенный продукт или хотя бы им интересоваться, а вот цензоры, наоборот, не толеруются.

При этом, если одни блогеры имеют заказчиков, другие могут просто не осознавать, что такого в том, чтобы, например, призвать украинцев и россиян помириться и дружить. В конце концов, картина мира у многих 15-летних подростков с, например, аполитичными родителями и учителями, может очень существенно отличаться от мировоззрения тех, кто пережил Майдан и первые годы войны уже взрослым и зрелым. И тупо вдалбливать таким юношам и девушкам “вы так говорите, значит, вы плохие” — для государства означает потерять связь с частью нового поколения.

Единственный выход — взвешенная информационная политика, которая будет объяснять молодежи важные вещи понятным, доступным и приемлемым языком. Приемлемым — это без надрывных “как тебе не стыдно”, а через увлекательный контент и прикольных героев в тех же соцсетях, желательно — представленный популярными блогерами, а не с официального государственного аккаунта. Конечно, такая политика требует изучения самих соцсетей, трендов, целевой аудитории. Требует слаженной работы психологов, пиарщиков и сценаристов, чтобы молодежи был интересен конечный продукт. Словом, это целый проект, над которым нужно много работать. Впрочем, Украина пока в состоянии войны, а информационные войны в XXI веке ведутся непросто. Впрочем, к счастью, при грамотном подходе в них вполне реально побеждать.

Читайте также: Автор блога “Воинственное большинство” Харитон Старский: Украинизация должна быть максимально безпалевной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *