Эксклюзивное интервью изданию Depo.ua председателя Государственной пограничной службы Украины генерал-майора Сергея Дейнеко
Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Весь мир
12 февраля 2021 08:00
Всі фото: ДПСУ
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Когда речь заходит о войне на Донбассе, то в первую очередь упоминаются Вооруженные силы Украины. Оно и неудивительно, ведь армия является основной вооруженной силой любой страны. Вместе с тем не совсем заслуженно обделяется вниманием другое ведомство, которое также выполняет задачи, связанные с обороной и безопасностью государства. Это Государственная пограничная служба Украины (ГПСУ). Более того — именно пограничники первыми дают отпор врагу при вооруженной агрессии. Не говоря уже о многих других повседневных обязанностях, которые они выполняют ежедневно.
О буднях Госпогранслужбы, защите государственной границы на наиболее проблемных участках, а также о несвойственных пограничникам функциях, которые они вынуждены выполнять в современной Украине, в эксклюзивном интервью для Depo.ua рассказал председатель Государственной пограничной службы Украины генерал-майор Сергей Дейнеко.
“Наш долг — вернуть контроль над границей, которую сейчас, к сожалению, мы не контролируем”
– Господин генерал-майор, какая сейчас в целом ситуация на государственной границе и изменилась ли она в плане уменьшения внешних угроз по сравнению с 2014 годом?
– Не скажу, что они коренным образом изменились, потому что кроме трансграничной преступности на пограничную безопасность Украины, конечно, существенно влияет агрессивная политика и действия Российской Федерации. Кроме того, требует внимания участок с Беларусью, учитывая нынешнюю политическую ситуацию в этой стране и особенно — тесный вектор сотрудничества с Россией.
В то же время для надлежащего реагирования на любые вызовы нам важны развитие и совершенствование общегосударственной системы защиты государственной границы. Что мы и внедряем, имплементируем лучшие стандарты пограничной безопасности и вместе с партнерами развиваем интегрированное управление границами. И это фактически та современная модель, по которой происходят скоординированные действия всех органов государственной власти.
– Как повлияла на работу Государственной пограничной службы Украины пандемия коронавируса?
Она внесла свои коррективы в процедуры пограничного контроля и охраны границы. В дополнение к основным задачам пограничники начали выполнять несвойственные для себя функции: температурный скрининг и контроль за рядом дополнительных правил на период карантина.
Из-за COVID-19 в три раза уменьшился пассажиро-транспортный поток как на государственной границе, так и на линиях с оккупированными территориями. Во всех направлениях в 2020-м было осуществлено 32 млн пропускных операций, а годом ранее эта цифра составляла почти 98 млн. По транспорту снижение в 2,5 раза. В 2020-м — 7 млн, в 2019-м — 17 млн.
– А как с контрабандой?
– С тенденцией общего снижения потока людей и транспорта мы фиксируем увеличение количества обнаруженного оружия, боеприпасов, психотропных веществ. Кроме того, на высоком уровне оставалась угроза противоправной деятельности, связанной с незаконным перемещением товаров. Наряду с уменьшением таких попыток, наоборот, в 1,8 раза увеличилась сумма их оценки. Всего более чем в 4 100 случаях было прекращено перемещение товаров на 735 млн грн.
Главным образом незаконное перемещение товаров прекращалось на границе со странами ЕС, и эффективность нашей работы подтверждают иностранные партнеры. Они отмечают, что большинство попыток противоправной деятельности упреждаются с украинской стороны.
– В чем заключается роль пограничников на линии разграничения в зоне проведения ООС?
– Действительно, помимо основных функций по охране границы, уже седьмой год мы работаем в районе ООС и на админграницах с оккупированным Крымом. Сейчас на востоке Украины в течение определенного периода мы отмечаем существенное уменьшение интенсивности обстрелов, особенно на дорожных коридорах, где через контрольные пункты въезда-выезда происходит движение людей. Ранее же, пренебрегая жизнью людей, российско-оккупационные войска нередко их обстреливали.
В настоящее время все КПВВ в пределах Донецкой и Луганской областей со стороны подконтрольной Украины территории работают. Однако российские наемники блокируют большинство направлений по ту сторону линии разграничения. Фактически ежедневно граждане могут двигаться только через “Станицу Луганскую”, а в “Новотроицком” — лишь несколько раз в неделю, когда оккупанты позволяют пропуск.
Я верю, что ситуация изменится и мы не будем иметь таких разделений внутри страны. Наш долг — вернуть контроль над границей, которую сейчас, к сожалению, мы не контролируем. Это почти 410 км. Лично для меня это вопрос принципиальный, ведь в 2014 году, возглавляя Луганский пограничный отряд, собственными глазами видел, как все начиналось. Мы активно готовимся к этому и осознаем все сложности, с которыми придется выполнять задания.
Как украинские пограничники охраняют границу с Россией
– Каково состояние государственной границы с Россией и есть ли какие-то особенности по областям?
– В первую очередь — это участок границы со страной-агрессором, и ему уделяется особое внимание. Наши подразделения находятся здесь в усиленном состоянии. При этом усиление заключается не только в увеличении количества пограничных нарядов, а это и безопасность несения службы. Военнослужащие имеют соответствующее вооружение, средства связи и технические средства охраны границы. На наиболее угрожающих участках оборудованы позиции для ведения обороны и укрытия личного состава, используются боевые бронированные автомобили.
Время от времени мы фиксируем попытки незаконного перемещения товаров как с территории России в Украину, так и из Украины в РФ. Нередко граждане без товара пытаются вне пунктов пропусков пересечь границу, поскольку имеют ограничения в законном пропуске, кто-то таким образом пытается избежать карантина. Кроме того, отмечаются попытки незаконной миграции в направлении Украины. Только в прошлом году на этом участке было задержано более 80 мигрантов.
Однако мы понимаем все риски, которые можно ожидать, в том числе по дестабилизации ситуации или созданию провокаций и действий диверсионно-разведывательных групп. Для улучшения уровня безопасности происходит развитие инфраструктуры, в частности средствами инженерно-технического и дистанционного контроля за рубежом.
– На каком этапе сейчас находится проект “Стена”? Все ли движется по графику?
– Нет проекта “Стена”, хотя это название и прижилось в медиаполе. Это создает в обществе ложное представление какой-то стены. К тому же ни одна стена не убережет от современного и высокоточного оружия, от гибридной агрессивной политики соседа. Поэтому речь идет о необходимости качественного инженерного обустройства границы, что позволит нашей стране эффективно защитить территорию от диверсионных групп, террористов и преступников, незаконного пересечения государственной границы, нелегальной миграции, торговли людьми, перемещения оружия и наркотиков.
В рамках правительственного плана мы модернизируем охрану границы и развиваем инфраструктуру. Работы проводятся в Харьковской, Луганской и Черниговской областях. В пределах Сумской области продолжаются проектно-изыскательские работы. На 2021 год предусмотрено 338 млн гривен, а в прошлом году было выделено 400 млн грн.
Все происходит в комплексе — строятся противотранспортные рвы, контрольно-следовые полосы, рокадные дороги, обустраивается заграждение и усиливается комплексами видеонаблюдения. В совокупности все эти элементы позволяют контролировать государственную границу, отслеживать и сдерживать нарушителей, быстро реагировать на изменение обстановки и пресекать правонарушения.
Вопросы сроков завершения работ и их объемов зависят от финансирования. В 2015-2019 годах на выполнение Плана мер было профинансировано 1,7 млрд грн, а это 51% от запланированного. Хотя проект начинался с цифры 4,1 млрд грн, в дальнейшем финансирование определили на уровне 2,5 млрд грн. Наиболее активно работы продолжались в Харьковской области, частично на Черниговщине. В прошлом году мы реализовывали работы по Луганской области.
Хочу отметить эффективность сочетания инженерного обустройства именно с использованием современных новейших образцов технических средств. На участке отдела пограничной службы “Троицкое” мы построили сверхсовременную систему видеоконтроля, которая охватывает 110 км границы. Она состоит из 15 интегрированных башен с развернутыми мультисенсорными системами, позволяющими круглосуточно обнаруживать нарушителей. Если они срабатывают, на место выбывает группа реагирования. Башни обеспечены автономным электропитанием и управляются из двух пунктов управления.
Этот комплекс видеонаблюдения значительно дешевле, чем предыдущие аналоги, экономия средств — более 40 млн гривен. Но при этом его технические характеристики в разы лучше системы, которая есть у нас на других участках. К тому же он может работать в автоматическом режиме, и это минимизирует человеческий фактор.
Развертывание систем видеоконтроля планируем по всему участку. В этом году работы продолжатся в Луганской области на участке отдела “Белолуцк”.
Кроме реализации Плана КМУ по обустройству украинско-российского участка, инженерные работы мы проводим и в соответствии с ведомственным планом, собственными инженерными подразделениями. В конце ноября Госпогранслужба получила разрешение на проведение хозяйственной деятельности, и теперь мы можем сами производить колючую проволоку “Егоза”. Это важно, потому что закупать ее очень дорого, а потребность Государственной пограничной службы составляет 450 тыс. бухт. Колючую проволоку мы будем изготавливать исключительно для своих нужд. И сэкономим бюджетные средства.
Граница Украины с Беларусью и непризнанным Приднестровьем — есть ли причины нервничать
– В свете последних событий в Беларуси, которая фактически попала под российский контроль, увеличилась ли вероятность угрозы со стороны украинско-белорусской границы? Реагирует ли как-то ГПСУ на информацию о совместных белорусско-российских разведывательных постах на нашей общей границе?
– Ситуация на границе с Республикой Беларусь контролируемая, и сейчас мы не фиксируем угроз со стороны Беларуси. Там не происходит движения военной техники или скопления войск. Провокаций мы также не фиксировали.
Конечно, периодически высшее руководство Беларуси озвучивает непонятные заявления о контрабанде оружия из Украины. Но проведенные нами проверки подтверждают, что эти слова не подкреплены никакими фактами. Мы опровергали эту информацию. Добавлю, что Украина не представляет угрозы для Беларуси. Мы никак не препятствуем в пересечении границы белорусским гражданам и максимально содействуем тем, кто нуждается в защите или подвергается преследованиям.
Но беспокойство у нас вызывает тесное сотрудничество с Россией, особенно в контексте того, о чем вы говорите, — внешней границы союзных государств — Беларуси и РФ. Поэтому мы постоянно наблюдаем за их совместными военными учениями на белорусской территории и за военно-техническим сотрудничеством. Мы внимательно учли информацию о том, что белорусские пограничники предлагали пограничной службе ФСБ России создать на границе совместные посты радиоэлектронной и специальной технической разведки, на которых будут находиться российская техника и персонал. Ведь в таком случае граница с врагом может увеличиться на более чем тысячу километров. Отслеживаем эту ситуацию, проверяем. Мы должны быть готовы со всех сторон защищать нашу страну.
Читайте также: Угроза с севера: Как Украине защититься от российско-белорусской военной дружбы.
– Какова ситуация на границе с непризнанным Приднестровьем? Существует ли угроза российского вторжения оттуда, ведь там постоянно находится российский вооруженный контингент? Была ли такая угроза в 2014-м?
– Граница Украины с Республикой Молдова имеет протяженность более 1200 км и охватывает границы Черновицкой, Винницкой и Одесской областей. Основными видами противоправной деятельности здесь остаются незаконное перемещение подакцизных товаров и миграция граждан Молдовы. Однако на 452 км центрального участка находится так называемый “приднестровский сегмент”, где на обстановку влияют отсутствие контроля за ней молдавской стороной и пребывание на этой территории российского военного контингента.
Стоит понимать, что тот регион в значительной мере обеспечивается российскими дотациями, а местное население зомбируется российской пропагандой. Все очень похоже, как происходит и на наших оккупированных территориях.
При этом достаточно часто “приднестровский регион” выступает объектом определенного манипулирования. Как мы помним, фактически в момент захвата Крыма происходило обращение Приднестровья к России с предложением принять их в свой состав. Скорее всего, готовилась почва к чему-то большему, и не исключено, что одну из ролей при определенных обстоятельствах могла сыграть российская группировка.
Риски на этом направлении мы постоянно отслеживаем, в том числе при поддержке Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM), которая тоже проводит мониторинг ситуации на границе. Отмечу, что этот анклав “русского мира” касается не только Молдовы, но и безопасности Украины. Поэтому мы активно развиваем приграничную инфраструктуру, а вместе с молдавской стороной в шести пунктах пропуска осуществляем совместный пограничный контроль, в том числе и на приднестровском направлении.
Читайте также: Угроза, откуда не ждали: Стоит ли Украине переживать из-за активности “армии” Приднестровья.
– Учитывая непростые отношения между Украиной и Венгрией, интересно знать о состоянии украинско-венгерской границы — происходят ли там какие-то подозрительные движения?
– Никакие взаимоотношения между нашими странами не повлияли на состояние охраны государственной границы и не представляют силовой угрозы со стороны Венгрии. Я уверен, что страна НАТО и Европейского Союза не нападет на нашу страну, все вопросы решатся дипломатическими путями.
Кроме того, Украина способна себя защищать. Мы усиленно охраняем государственную границу, а на Закарпатье, как и на других направлениях, вместе с подразделениями Госпогранслужбы присутствуют наши Вооруженные силы.
На ситуацию на этом участке больше влияют COVID-19 и желания отдельных элементов заработать на контрабанде и перемещении нелегальных мигрантов. Из-за украинских и венгерских ограничений пассажиропоток уменьшился в 2,2 раза. За прошлый год в целом задержано 80 “вечных путешественников” и выявлено товаров более чем на 20 млн грн.
Читайте также: “Закарпатский вопрос”: Возможен ли в Закарпатье венгерский “крымский” сценарий.
Крымское направление
– Как теперь урегулирован вопрос сообщения с оккупированным Россией Крымом?
– Пограничники оформляют граждан в контрольных пунктах въезда-выезда. Их три — “Чонгар”, “Чаплинка” и “Каланчак” – в соответствии с порядком въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее. В том числе действуют определенные правила на время карантина.
Мы фиксируем существенное снижение потока граждан — 4,5 раза в прошлом году. Сегодня за сутки границу с оккупированным Крымом в среднем пересекают не более 1000 человек в обе стороны.
В 2020-м из-за коронавируса несколько раз менялись правила пересечения КПВВ, иногда движение через них ограничивалось, действовали отдельные исключения. Но в настоящее время кардинальных ограничений правительством не введено. В то же время иностранцы и лица без гражданства, следуя через админграницу, в дополнение к общим правилам должны иметь полис страхования. А все, кто прибывает из оккупированной территории, за редким исключением, подлежат самоизоляции, с которой впоследствии можно сняться, сдав ПЦР или экспресс-тесты и получив отрицательный результат. Последние можно сдавать сразу после оформления пограничниками, поскольку Херсонской областной государственной администрации правительством определено обеспечить обустройство и функционирование пунктов тестирования в КПВВ.
– Как Госпогранслужба отслеживает тех, кто незаконно попал в оккупированный Крым? Что им за это будет?
– Таких лиц мы методично обнаруживаем и привлекаем к ответственности. Это касается и иностранцев, и граждан Украины, ведь в таких случаях происходит нарушение Порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее.
Наши сотрудники подробно анализируют всю имеющуюся информацию, в том числе из открытых источников, находят информацию о таких лицах, также мы сотрудничаем с другими правоохранительными органами, чтобы иметь необходимые данные о нарушениях.
Кроме того, на официальном сайте ведомства функционирует информационный блок “СТОП-ЛИСТ”, который позволяет гражданам на добровольных началах информировать правоохранителей о лицах, которые незаконно попадали на оккупированные территории. Конечно, такая информация проверяется и используется как дополнительная в ходе осуществления пограничного контроля и принятия правового решения.
За сутки могут выявляться десятки таких нарушителей. При этом общественность, конечно, больше реагирует при выявлении пограничниками среди нарушителей определенных популярных или неоднозначных персон.
Всего в 2020 году в пунктах пропуска выявлено более 12 тыс. нарушителей порядка въезда на временно оккупированную территорию, на них составлены соответствующие административные протоколы. Иногда админпротоколы не составляются, поскольку срок привлечения к ответственности истек.
Однако, если говорить об иностранных гражданах, то на основании ст. 204-2 КУоАП и ст. 13 ЗУ “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства” они привлекаются к административной ответственности и им запрещается въезд в Украину.
Территориальная оборона
– Так или иначе, в будущем в Украине примут закон о территориальной обороне и соответствующие бригады теробороны будут созданы во всех областях, включая пограничные. Рассматривается ли в ГПСУ какое-то сотрудничество с этими бригадами?
– Во-первых, хочу отметить, что Государственная пограничная служба Украины уже является неотъемлемым субъектом территориальной обороны. Все четко определено нормативными документами, и в этом направлении мы тесно сотрудничаем с Вооруженными силами Украины. Наши силы и средства в пределах полномочий будут принимать участие в выполнении определенных задач. Все это будет происходить в тесном взаимодействии с подразделениями других составляющих сил обороны, в том числе Войск территориальной обороны Украины, в состав которых будут входить бригады.
Важно отметить, что одной из задач территориальной обороны являются именно охрана и защита государственной границы. К его выполнению будет привлекаться определенный состав Войск территориальной обороны. Поэтому, безусловно, такое сотрудничество будет осуществляться как на этапе планирования совместных действий, так и во время их выполнения, а кроме того, в рамках спланированных мероприятий совместной подготовки сил обороны.
Мы не были оторваны от процесса подготовки. И на этапе разработки проекта закона представители администрации ведомства активно работали в составе рабочей группы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.
Читайте также: Добровольные учения и оружие под кроватью: Какой будет тероборона в Украине.