На днях Медицинские силы ВСУ отметили первую годовщину: по этому случаю обнародовали количество санитарно-эвакуационной техники, полученной за 2015-2020 годы. Спасительный автопарк украинских воинов оказался весьма разношерстным
Руслан Рудомський
Весь мир
9 февраля 2021 09:00
Фото: ХКБМ
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
В первые годы войны на Донбассе остро стояла проблема нехватки специализированного медицинского автотранспорта. Решать проблему взялись так же, как и со всем остальным в те годы — по принципу “с миру по нитке”: что-то нашли на складах и расконсервировали, что-то пришло в виде помощи от международных партнеров, что-то подогнали волонтеры.
В итоге парк бронированных медицинских машин Вооруженных сил Украины сформировался в значительной степени стихийно, из того, что попадалось под руку. Но количество автомобилей пока недостаточное. Впрочем, как говорят сами военные медики: хорошо, что хоть так.
Depo.ua изучил обнародованный список техники и предлагает узнать, что собой представляют автомобили, с помощью которых спасают жизни украинских воинов.
Санитарный автомобиль “Богдан-2251”
“Богдан 2251”, или как ее прозвали в народе, “Санитарка” — это украинский полноприводный санитарный автомобиль, разработанный корпорацией “Богдан” на основе шасси китайского Great Wall Wingle 5. Он предназначен для вывоза раненых из военных медицинских подразделений в лечебные учреждения и предоставление им базовой медицинской помощи во время эвакуации.
Первая партия автомобилей “Богдан 2251” сошла с конвейера в 2016 году. Тогда же с МОЗ заключили контракт на поставку этих машин: ими заменили санитарные УАЗ-3962 (знаменитая “Таблетка”) еще советского производства.
Внешне модуль автомобиля выполнен из алюминия, который должен обеспечивать защиту от коррозии, а внутренняя отделка — из негорючих и износостойких материалов.
Машина оборудована автономной системой обогрева, системой вентиляции с очистными фильтрами воздуха, зональной и общей системой освещения и предусматривает возможность подключения электроприборов.
Салон имеет дополнительный эвакуационный выход и места для установки медицинского оборудования (санитарные носилки, кислородный ингалятор, портативный аппарат для искусственного дыхания, крючки для размещения систем инфузионной терапии).
Кроме этого, модуль имеет специальные крепления для демонтажа и подъема, поэтому при необходимости (при потере или поломке шасси) его можно быстро демонтировать и смонтировать на другое шасси.
Обслуживает “Богдан 2251” экипаж из трех человек (водитель-санитар и два медработника), а транспортировать он может одновременно 4 лежачих пациентов на носилках, или 8 сидячих пациентов, или 2 лежачих и 4 сидячих.
За годы войны ВСУ получили 350 таких автомобилей: 100 машин в 2017 году, 101 машину в 2018 году и 149 машин в 2019 году.
Читайте также: Санитарки для ВСУ: Кто заменит старые “Таблетки”
Медицинский автомобиль HMMWV MHS2 (он же Humvee MHS2)
Humvee MHS2 — это медицинская версия полноприводного военного автомобиля американской компании AM General (гражданская версия известна под маркой Hummer). Может перевозить от 4 до 6 пациентов.
В нем модуль скорой помощи в полевых условиях Burtek B4731 установлен на базе полноприводного военного автомобиля HMMWV M1152.
Кабина для пациентов оборудована системами отопления и кондиционирования, системой подачи кислорода для шести больных и средствами для оказания неотложной помощи.
Согласно официальным данным Медсил ВСУ, всего по состоянию на начало 2021 года были получены 60 медицинских HMMWV MHS2: 15 машин в 2016 году и 45 машин в 2017 году. Однако Посольство Украины в США сообщало, что в 2019 году нам передали еще 15 таких медицинских автомобилей. Где они “потерялись”, пока неизвестно
Читайте также: От касок до “Джавелинов” . Как США помогают ВСУ
Санитарные автомобили класса С и класса В
Так называют автомобили скорой без привязки к марке авто. Как правило, их оборудуют на базе микроавтобусов или грузовых автомобилей. В ВСУ засветились санитарные автомобили Ford Transit, Peugeot Boxer, Toyota Land Cruiser и Mercedes-Benz Sprinter.
В Украине автомобили скорой делятся на три класса:
Класс А — автомобиль, разработанный и оборудованный для транспортировки пациентов, которые не будут нуждаться в экстренной помощи. Это упомянутые выше УАЗ-3962 (“Таблетка”), “Богдан 2251” (“Санитарка”) и Humvee MHS2.
Класс В — это автомобиль экстренной скорой медицинской помощи для транспортировки пациентов и осуществления основного медицинского ухода за ними во время транспортировки.
Класс С — это реанимобиль для транспортировки пациентов и осуществления усложненного ухода и наблюдения за ними.
Согласно отчету Медицинских сил ВСУ, они получили 12 санитарных автомобилей класса С и 19 автомобилей класса В.
Бронированная медицинская машина (БММ) МТ-ЛБ-С
Эта машина предназначена для сбора и вывезения раненых с поля боя с оказанием первой доврачебной помощи (остановка кровотечения, прочистка дыхательных путей и т.д.).
Созданная на базе МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) в 2014-2015 годах после анализа Иловайской трагедии, которая обострила необходимость в надежной бронированной эвакуационной технике.
В базе версии увеличили высоту десантного отсека, что обеспечило размещение людей на носилках в два яруса. Продумали конструкцию, чтобы носилки с ранеными можно было перемещать через заднюю дверь. Также в кормовой части установили лебедку с электроприводом, тросом которой можно извлекать раненых или пострадавших из труднодоступных зон или из-под обстрела.
В 2015 году БММ МТ-ЛБ-С приняли на вооружение: всего в армию поступило только 70 единиц МТ-ЛБ-С, хотя в декабря 2016 года Минобороны сообщало, что контрактом предусмотрено изготовление 120 таких машин.
Бронированная медицинская машина БММ-4С
Бронированная водоплавающая машина, созданная на базе бронетранспортера БТР-4Е и предназначенная для оказания доврачебной помощи и транспортировки раненых (в том числе тяжелораненых) из труднодоступных районов, зон аварий, стихийных бедствий и боевых действий.
По сравнению с базовой версией БТР-4, объем корпуса машины существенно увеличили, а кормовую часть корпуса оборудовали аппарелью. При этом осталось бронирование машины, которое обеспечивает уровень баллистической и противоминной защиты дна в соответствии со стандартом 2-STANAG-4269.
Экипаж состоит из трех человек (водитель, врач и санитар). Кроме них, БММ-4С может принимать на борт от четырех до десяти раненых (или 8 легкораненых в сидячем положении и 2 лежащих на носилках — или 4 лежачих “тяжелых” раненых).
Также в БММ-4С есть место для вооружения, медицинского оборудования, носилок, контейнера для медикаментов, термоконтейнера, контейнера для систем искусственного дыхания, дефибрилляции и переливания крови.
Изготавливает спецтехнику ГП “Харьковский завод специальных машин”, входящий в состав ГК “Укроборонпром”. Всего на сегодня Вооруженные силы Украины получили только 7 медицинских бронетранспортеров БММ-4С.
Машина медицинской эвакуации Saxon AT105A
Эта медико-эвакуационная машина переднего края предназначена для сбора и транспортировки раненых с поля боя с оказанием первой доврачебной помощи.
У машины — британские корни. Так, в конце 2014-го Минобороны закупило в Великобритании 75 бронетранспортеров Saxon, 20 из которых передали военным медикам. А они уже переоборудовали импортные автомобили для эвакуации. Главное их преимущество — мощная броня (по стандарту НАТО В7), которая выдерживает попадание бронебойной пули Б-32 из винтовки СХД.
И хотя в 2015 году Минобороны приводило цифру в 20 единиц медицинской версии Saxon, в последнем отчете Медсил ВСУ фигурируют лишь 15 таких бронеавтомобилей.