Модернизированное железо: Как танк Т-64 превратят в “Краб”

Вместо того, чтобы мыслить стратегически и вкладывать ресурсы в разработку и изготовление новых современных танков, Минобороны Украины упорно продолжает искать пути пролонгации жизни советского металлолома

Весь мир

Руслан Рудомський

18 декабря 2020 08:00


Танк Т-б4БВ 2017 року. Фото: МО

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Как известно, в основном вся военная техника, которая находится на вооружении украинской армии, до недавнего времени была советской.

После распада СССР Украина унаследовала значительное количество Т-64. По данным на 1995 год, ВСУ имели на вооружении 2 345 машин различных модификаций. Правда, большинство из них не соответствовали даже тогдашним требованиям. В то же время нехватка финансирования не давала возможности заменить их новыми танками.

В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация техники, чем и занялись отечественные специалисты. Таким образом увидели свет модернизированные версии танков Т-64 — Т-64БМ “Булат” 2005 года и Т-64БВ 2017 года, а также произошла модернизация Т-72 до версии Т-72АМТ 2017 года и Т-80 до версии Т-80БВ 2019 года.

Все они далеко не идеальны и совершенно безнадежны в долгосрочной перспективе. Собственно, их сначала и представили как “танки на переходный период” — они должны были взять на себя основную тяжесть войны в период полного перехода от танков Т-64 на новые современные отечественные танки БМ “Оплот”. Однако этот период затянулся во времени.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Тяжелая бронетехника.

В недавнем интервью изданию Defense Express заместитель министра обороны по вооружению Александр Миронюк подтвердил, что на сегодня главным вектором развития танковых войск ВСУ является очередная модернизация советского танка Т-64.

“Основным боевым танком ВСУ является и в ближайшие годы будет Т-64. Сейчас идет опытно-конструкторская работа “Краб “, которая предусматривает модернизацию танка таким образом, чтобы мы его могли эксплуатировать еще 25 лет. Уже завершен первый этап — разработка конструкторской документации. Как мы надеемся, к концу 2021 года или в начале 2022-го мы получим первый опытный образец модернизированного Т-64”, — заявил Миронюк.

Depo.ua решил исследовать, что это за проект “Краб” и каковы его перспективы.

История проекта

Разговоры о проекте модернизации Т-64 “Краб” в околовоенной среде крутятся еще с весны 2016 года. В частности о том, что, исходя из анализа боевых действий на востоке Украины, Министерство обороны выдвинуло Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению (ХКБМ), которое занимается модернизацией танков Т-64, ряд требований к новой версии модернизации.

Эти требования касаются прежде всего защищенности танка, его подвижности, способности вести боевые действия ночью, а также командной управляемости машины. Среди прочего предусматривалось установление на Т-64 более мощного двигателя — минимум на 1 200 л. с. (у “Булатов” двигатели на 850 л. с., чего, как показали боевые действия, недостаточно).

Для этого в мае 2016 года была открыта опытно-конструкторская работа по модернизации танка Т-64 под названием “Краб”, и с 2016-го по 2019 год на ХКБМ продолжались процедуры по определению стоимости работ и формированию новой кооперации, после чего был заключен контракт между Министерством обороны Украина и ХКБМ.

Однако из-за проблем финансового характера очередь к “Крабу” дошла только в 2020 году.

Суть проекта

Отечественные специалисты бронетанковой отрасли говорят, что в основу “Краба” ляжет советский проект глубокой модернизации танка Т-64 1976 года от все того же ХКБМ, получивший обозначение “Объект 476 Кедр”.

Из открытых источников известно, что опытный образец “Объекта 476” создавался на базе танка Т-64А и, по замыслу конструкторов, должен был стать базой для отработки и установки систем двигателя 6ТД-1 мощностью 1 000 л. с. (для 1976 это был “космос”; да что там говорить — некоторые танки модели 2005 года имеют двигатели мощностью 850 л. с.)

При производстве этой модели была применена новая схема защиты башни — многослойное бронирование. Для этого конструкторы изменили форму башни, применив метод комбинированного бронирования лобовой ее части.

Кроме этого, на боевой машине установили комплекс управляемого вооружения “Кобра” и механизм заряжания.

Также разработчиками было испробовано множество интересных конструкторских находок. Впоследствии именно этот танк стал основой новых танков Т-80, которые в Украине также решили модернизировать.

Читайте также: Модернизированное железо: Что за танк Т-80БВ поставили на конвейер.

Военные испытания новой базовой модели успешно прошли в разных климатических условиях — танк подтвердил хорошую маневренность, а новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства.

Тактико-технические характеристики “Объекта 476” были следующими: масса — 41,5 т; экипаж – три человека; мощность двигателя – 1 000 л. с .; максимальная скорость — 67 км/ч; запас хода — 600 км.

Конечно, ТТХ “Краб” будет несколько отличаться (требования к мощности уже озвучены на уровне 120 л. с., а современная броня несколько отличается от той, которая была в 1970-х годах, что повлияет на массу танка), но для ориентира они вполне годятся.

Перспективы проекта

Было озвучено, что стоимость модернизированного танка составляет пятую часть от стоимости танка БМ “Оплот”, которая для отечественного рынка составляет 4,9 млн долларов. Таким образом, можно предположить, что стоимость модернизированного Т-64БВ “Краб” (судя по всему, именно таким будет его название) составит около одного миллиона долларов.

Но деньги — это лишь один аспект. Другой – время. Если все будет очень хорошо с финансированием, то государственные испытания опытного образца “Краб” состоятся как можно быстрее – в 2022 году, после чего еще год-полтора понадобятся на налаживание серийной модернизации.

То есть в лучшем случае танковые батальоны получат модернизированное советское железо в 2024 году, а то и в 2025-м. Насколько этот танк будет тогда актуальным с точки зрения научно-технического прогресса — тот еще вопрос. А между тем это время и средства могли бы быть потрачены на, например, удешевление танка БМ “Оплот” путем налаживания производства в Украине дорогих импортных деталей к нему.

Читайте также: Улучшенный “Оплот”: Как для ВСУ изменят самый крутой украинский танк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *